Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 44
+7 495 660 22 84 info@pvr.ru
Заказать звонок

В организации системы логистики между странами, которые имеют выход к морю, морским перевозкам отводится важное место. Для этого могут использоваться сухогрузные и наливные корабли. Сухогруз, как универсальное морское транспортное средство, способен вместить большие объемы грузов. Транспортировку морем целесообразно использовать, когда не требуется срочная доставка и позволяют природные условия, потому что это самый дешевый вариант перевозки. Выбирая этот вид доставки, нужно знать его преимущества и недостатки, а также как разгружают морской транспорт и какие правила должны обязательно соблюдаться, чтобы процесс прошел максимально быстро и без проблем.

Преимущества и недостатки перевозки грузов морем

Использование сухогруза для доставки товара морем позволяет получить такие важные преимущества:

  • Более низкая себестоимость перевозок (в расчете на 1 тонну), если сравнивать с воздушными, железнодорожными, автомобильными.
  • Использование инновационных технологий, современная конструкция корабля и использование новейших устройств для погрузочно-разгрузочных работ позволяет снизить конечную стоимость транспортировки морем.
  • Крупногабаритные корабли имеют высокую грузоподъемность, что снижает себестоимость перевозки.
  • Самая высокая грузоподъемность и вместимость среди всех видов транспортировки.
  • Возможность использовать инновационные технические решения для разгрузки судна на рейде или в открытом море, если оно не может подойти к определенному порту из-за своих габаритов.
  • Единые нормы к проектировке и строительству корабля, что ускоряет процесс погрузки/выгрузки в порту.
  • Использование грузовых контейнеров на борту морского судна сохраняет грузы во время доставки.
  • Низкие риски потери или порчи груза из-за аварийной ситуации либо стихийного бедствия.
  • Самое эффективное решение при перемещении груза между разными континентами.

Среди недостатков транспортировки грузов морем можно выделить следующие:

  • Низкая скорость доставки, значительное время занимают именно погрузочно-разгрузочные работы в порту.
  • Сложность технологического процесса погрузки и разгрузки.
  • Сильная зависимость от погоды и климата.

Кроме этого, при креплении и упаковке грузов важно придерживаться определенных правил, чтобы обеспечить сохранность и исключить их порчу во время перевозки.

Что нужно знать о сухогрузах?

Это морские или речные транспортные средства, которые позволяют перевозить тарно-поштучные грузы, размещаемые в трюме либо на палубе. Как правило, они имеют саморазгружающие краны или стрелы грузоподъемностью до 10 тонн, благодаря чему процесс разгрузки в любом порту, как и загрузки, происходит оперативно.

Сухогрузы имеют ряд особенностей:

основная часть корпуса – это трюмы, может быть одна, две либо три палубы;

в каждом трюме имеется металлический люк, за работу которого отвечает механический привод;

в современных кораблях возможно наличие рефрижераторного трюма, чтобы перевозить скоропортящиеся продукты;

чтобы производить погрузку/выгрузку тяжелых и крупногабаритных грузов используют краны, грузоподъемность которых от 30 до 200 тонн;

для комфортной погрузки и выгрузки речные суда имеют только один трюм.

Основные виды сухогрузов

Для перевозки товаров этой категории могут использоваться разные виды морского транспорта.

Универсальные

Транспортируют генеральный груз (находится в специальной таре: мешки, тюки, ящики, коробки, контейнеры, может быть штучным, к примеру, автомобиль, металлопрокат, оборудование больших размеров). Грузы размещаются в трюмах и на основной части корпуса. Погрузка и разгрузка осуществляется кранами и стрелам, которые установлены на корабле. Грузоподъемность от 10 до 200 тонн.

Контейнеровозы

Используются для транспортировки грузов, которые помещены в специальные контейнеры. Отличаются большим раскрытием трюмов, в которые помещаются разные по габаритам контейнеры, что сокращает процесс разгрузки и выгрузки, их легко можно перегрузить в вагоны поезда. Отличие от универсальных в том, что имеются вертикальные направляющие в трюмах, чтобы устанавливать контейнеры один на другой (до девяти ярусов по высоте). Контейнеровозы также имеют большие опоры, чтобы закреплять контейнеры на палубе судна (до пятит ярусов).

На контейнеровозах предусмотрены краны (до 25 тонн грузоподъемность). Груз поштучный, поэтому погрузка и разгрузка корабля этого вида происходит. Грузоподъемность судна 8-12 тыс. тонн.

Лихтеровозы

Один из видов контейнеровозов, который используется, чтобы перевозить контейнеры-баржи (грузоподъемность до 300 тонн), разгрузка которых производится непосредственно в воду, после чего буксир транспортирует их к причалу.

Трейлерные (ролкеры)

Грузы транспортируются в специальных трейлерах, автоприцепах. Это корабли, с одним большим трюмом, палуб может быть несколько. Корма откидывается, что позволяет произвести горизонтальную погрузку.

Загрузка в трюм осуществляется самозаездом либо используется тягач. Это позволяет значительно сократить длительность загрузки и разгрузки. На палубах фиксируются контейнеры, внутрь судна производится загрузка накатной техникой.

Навального типа (балкеры)

Этот морской транспорт используется для перевозки зерна, руды, угля, строительных материалов, а также других видов груза, который можно засыпать в трюмы навалом или насыпью, не упаковывая. Существуют два типа балкеров: рудовозы (перевозка самых тяжелых грузов) и универсальные (перевозка более легких грузов). Сухогрузы имеют грузоподъемность до 150 тыс. тонн.

Большинство кораблей этого типа не имеют собственной техники для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, поэтому используются портовые краны. На некоторых балкерах имеются специальные транспортеры для самовыгрузки грузов из трюма.

Лесовозы

Сухогрузы для транспортировки леса и лесоматериалов. Главные отличия: скорость 13-15 узлов, усиленная верхняя палуба, усиленные ледовые подкрепления для захода в полярные порты.

На борту кораблей имеется водяной балласт, чтобы поддерживать устойчивость, а также специальные отсеки для балласта. Для перевозки леса сегодня используются специальные пакеты.

Рефрижераторы

Специальные корабли, позволяющие перевозить скоропортящиеся товары (фрукты, мясо, рыбу и др.). В трюмах находятся холодильные установки. Производственно-транспортные рефрижераторы обеспечивают быстрое замораживание продукции. Если корабль перевозит фрукты, трюмы имеют усиленную вентиляцию. Грузоподъемность составляет 8-12 тыс. тонн, а скорость больше, чем у обычных сухогрузов.

Выбор способа разгрузки сухогруза

В договоре на морские перевозки предусмотрено порядок, в соответствии с которым судно должно разгружаться. Если же такого условия договор не содержит, для выполнения выгрузки используется способ, который установлен правилами и практикой конкретного порта. В некоторых портах существует возможность выбрать один из вариантов выгрузки, но, если это не предусмотрено, способ выгрузки выбирается владельцем судна, при этом должны быть учтены пожелания получателей груза.

В обязанности судовладельца входит сдача груза его получателю в оговоренном месте и предоставление требуемого количества средств и людей, чтобы выполнить его выгрузку, если договором или обычаями порта не предусмотрены другие условия.

Что касается стоимости погрузки и разгрузки, то она зависит от таких критериев: размеры и вес груза, число грузчиков, которые привлекаются, а также виды техники, с помощью которой производится выполнение данных работ.

Правила выполнения разгрузки

Когда проводятся работы по погрузке или выгрузке с сухогрузов, в обязательном порядке требуется:

  • Контроль со стороны вахтенного начальника. Когда открываются грузовые люки, сначала снимают брезенты люков, после этого снимаются лючины, каждая из которых должна быть с порядковой нумерацией. В современных грузовых самоходных кораблях трюмы открываются автоматически специальным устройством.
  • Выполнение работы двумя лицами, когда шкентель наматывается на барабан лебедки или перематывается.
  • Крайне осторожно работать с тяжеловесными грузами. Управление подъемными механизмами в таких случаях выполняют самые опытные и квалифицированные члены экипажа сухогруза. Перед тем как начинать подъем тяжелых грузов нужно проверить, чтобы не было дефектов во всех съемных деталях, надежность стропов, соответствие их весу груза, который поднимается, нормальную работу лебедок, правильность проводки подъемных талей и оттяжек, равномерность и тугость обтяжки вант и штаг.
  • Обязательное соответствие груза, который поднимается, установленным нормам грузоподъемных механизмов.
  • Отсутствие посторонних лиц на местах проведения процедур по погрузке и выгрузке товаров разных видов.
  • Установка сигнализации, которую лицо, выполняющие разгрузку, будет подавать машинисту крана, когда для работ с грузами используются средства портовой механизации, чтобы проводить их разгрузку или загрузку.
  • Обеспечение безопасности лиц, которые выполняют разгрузочные работы. Поэтому использовать неисправную технику категорически запрещено, как находящуюся непосредственно на борту сухогруза, так и портовую.

После того как закончены работы по разгрузке корабля, который перевозил партию товара, в обязательном порядке производится очистка трюмов, чтобы в них не осталось грязи и мусора. Стань вскрывается, просушивается, из-под нее устраняется мусор и вода. В некоторых случаях трюмы обрабатывают паром и промывают мыльным раствором, после чего производится их просушивание и проветривание. Особенно тщательно трюмы сухогрузов обрабатываются перед тем, как загружать в них хлебные и другие грузы, качество и свойства которых могут повлиять на другие грузы. Новая загрузка сухогруза невозможна без проведения работ по очистке трюмов.

Разгрузку и погрузку сухогрузов должны проводить только квалифицированные специалисты с достаточным опытом. Это обеспечит быстрое выполнение данных работ, исключит повреждение грузов и случаи травматизма.

Отправьте заявку


Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон для связи (обязательно)

В какое время лучше Вам звонить?