Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 44
+7 495 660 22 84 info@pvr.ru
Заказать звонок

Сыпучие грузы транспортируются во всех сферах хозяйственной деятельности. Они востребованы в строительстве, сельскохозяйственной и химической отраслях, даже в пищевой и легкой промышленности. Перевозку сыпучего груза осуществляют всеми видами транспорта за исключением воздушных судов. Есть ряд требований и правил к транспортировке подобных материалов.

Понятие сыпучего груза

Прежде чем рассматривать особенности перевозки, следует разобрать понятие, какие же грузы относятся к категории сыпучих. И как следует из названия, в эту категорию входят любые материалы, транспортируемые бестарным образом. Они могут быть:

  • навальные – неоднородные в массе материалы, допускающие погрузку и выгрузку путем навалки;
  • насыпные – однородные в массе материалы, с одинаковой или чуть отличающейся фракцией.

В основном для транспортировки грузов используют автомобили при перевозке небольшого объема или на малое расстояние и железнодорожными путями сообщений, если транспортируется большой объем материала и на дальнее расстояние.

Большое значение уделяется физико-химическим свойствам груза. В случае неправильной транспортировки, возможно его разжижение или отвердевание. Этому подвержены не только рудные материалы, но и некоторые продукты химической промышленности.

Также условия транспортировки должны исключать прение, самопроизвольное возгорание, выделение токсичных веществ. Поэтому был разработан межотраслевой стандарт на условия перевозки грузов навалом.

Основные условия перевозки грузов

Регламент описывается в 26 разделе основных Правил грузоперевозок навалом, который дополняется ПП РФ №272 от 2011 года. Из них стоит выделить следующие ключевые моменты:

  • погрузочные работы производятся спецтехникой, подходящей под тип используемого груза с высоты более 1 м над днищем транспортного объема;
  • выгрузка осуществляется самосвалом, либо с использованием специальной техники, оборудования и устройств;
  • при транспортировке открытым способом кузов накрывается тентом для предотвращения выпыливания материалов;
  • предельный уровень загрузки не может быть выше бортов с учетом угла откоса;
  • контроль объема загрузки обязателен для определения потерь на усадку, усушку и кражу;
  • после опорожнения транспортировочной емкости получатель своими силами очищает емкость от остатков транспортированного материала.

Последовательности процессов погрузочно-разгрузочных работ грузоотправитель и грузополучатель обсуждают отдельно и заключают необходимые соглашения. Выбор подходящего транспорта для безопасной перевозки материалов может возлагаться либо на грузоотправителя, либо на грузополучателя.

Требования к транспортным средствам для перевозки сыпучего груза

Главное правило выбора транспорта – объем, тип и свойства груза, а также метод погрузочно-разгрузочных работ. В основном используют 3 типа транспортировочных емкостей:

  • самосвальная техника – автомобильные самосвалы, думпкары;
  • бункерная техника – бункеровозы, бункерные вагоны;
  • бункерная техника с нижними разгрузочными люками – цементовозы, вагоны-хопперы.

Реже используют другие виды емкостей – контейнеры, цистерны, открытые и закрытые вагоны и полувагоны.

Правила перевозки

Транспортировка не тарных (не имеющих упаковки) грузов имеет ряд специфических особенностей. Это связано с некоторой опасностью грузоперевозок сыпучих материалов. Они сводятся к обеспечению безопасности на всем пути следования по маршруту.

Помимо знаний правил железнодорожных, водных и автоперевозок требуется обеспечить логистическую разработку маршрута в соответствии с отраслевыми стандартами. При перемещении сыпучего материала по автомобильным дорогам необходимо соблюдение Правил дорожного движения, соблюдение грузоподъемности – не менее 6 т для пищевых грузов, не менее 12 т для прочих материалов.

Перевозка сопровождается всего 3 документами:

  • товарно-транспортная накладная на груз с указанием основных параметров транспортируемых материалов (объем, вес, сведения о грузоотправителе и грузополучателе);
  • подтверждение с места погрузочных работ о фактической отгрузке материалов с указанием сведений об объеме (весе), грузоотправителе и грузополучателе;
  • договор на перевозку, если транспортировкой занимается 3-е лицо (компания-перевозчик, аффилированная компания.

По факту получения груза оформляется соответствующая документация. На всем пути следования по маршруту транспортировочная емкость может быть опломбирована. Пломба заменяет объявление ценности, которое использовалось вплоть до 2011 года. Срыв пломбы свидетельствует о потери транспортированных материалов или их части в связи с хищением. В остальном потери связаны с другими факторами

Потери груза при перевозке

Сыпучие материалы более всего подвержены потерям. Существуют предельные нормы потерь, выражаемые в % к транспортируемой массе. Например, для цемента, перевозимого хопперами, показатель может достигать 0,4. Потери гранулированного шлака могут достигать 1,2% при перевозке водным транспортом.

Причины потерь, за исключением краж и хищений, могут быть связаны с нарушением герметичности транспортировочного объема, разрушение тента приводит к выпыливанию или просыпанию части груза. К усугубляющим факторам относится:

  • ветровая эрозия сыпучих материалов;
  • резкие маневры (повороты, замедления, ускорения);
  • несоблюдение правил и условий транспортировки;
  • неподходящая транспортировочная емкость.

К факторам, не связанным с грузоперевозками, относят высыхание с последующим уменьшением массы и объема, дозревание и подобные факторы.

Выбор оптимального метода перевозки

Подбирать методы транспортировки сыпучих материалов необходимо с учетом специфики груза и его фракции. Для грузоперевозок песка, щебня, гравия и прочих инертных материалов удобно использовать самосвальную технику. Для выгрузки подобных веществ не нужно дополнительное оборудование. В случае использования ЖД-транспортировки подойдут думпкары.

Перевозить гранулированные тяжелые вещества удобней также в самосвалах, полувагонах и даже бункерах. А вот для транспортировки легких удобрений, пластиков и сельскохозяйственных продуктов такой способ неприемлем. Повышенная ветровая эрозия, воздействие атмосферной влаги и осадков могут привести к полной и необратимой потере груза.

Пылеобразные сыпучие материалы перевозятся в закрытых хопперах, цементовозах, цистернах. Это предотвратит ветровую эрозию и сократит риск потери груза или его части в том числе методом кражи.

Подбирать транспорт также нужно исходя из:

  • объема сыпучих материалов – крупные партии лучше отправлять по железной дороге;
  • расстояния транспортировки – иногда дешевле и выгодней воспользоваться водным транспортом;
  • транспортной доступности – не везде присутствуют водные пути сообщения, железная дорога.

Технология организации перевозки

Сыпучие материалы перевозятся в несколько этапов. Для начала выбирается оптимальный вид транспорта – железная дорога, автомобильный транспорт или речные (морские) суда. Далее следует определиться с компанией-перевозчиком. Даже при транспортировке вагонами удобней воспользоваться логистическими сервисами, чем напрямую договариваться с единым оператором – РЖД.

Затем остается подготовить сопроводительную документацию и отгрузить сыпучие материалы. Транспортировка груза осуществляется транспортной компанией по заданному маршруту. Завершает процесс выгрузка на объекте грузополучателя и оформление документов.

Отправьте заявку


Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон для связи (обязательно)

В какое время лучше Вам звонить?