Оглавление:
- Насыпные грузы
- Отличие сыпучих грузов от навалочных
- Основные виды сыпучих грузов
- Прочие способы классификации сыпучих грузов
Определение вида груза необходимо как для выбора способа его загрузки, так и для транспортировки. Сыпучие виды грузы относятся к категории насыпных, равно как и некоторые другие разновидности.
Насыпные грузы
К насыпным относятся все виды грузов, для перевозки которых тарирование (использование тары) экономически невыгодно и нецелесообразно. В частности, это все типы транспортируемых автомобильным, железнодорожным и водным транспортом материалов, которые можно погрузить путем насыпания в транспортировочный объем – вагон хоппер, самосвал, цементовоз им пр.
Насыпной вид подразделяется на 2 основных подтипа – сыпучие и навалочные. У сыпучих материалов есть несколько подкатегорий, однако их нужно отличать от навалочных материалов.
Отличие сыпучих грузов от навалочных
Ключевое отличие кроется в составе и размере частиц вещества. У навалочных масса всегда неоднородная, в том числе по химическому составу. Из-за этого возникает большая подвижность груза, связанная с сопротивлением трению мелких частиц к поверхности скольжения.
К навалочным чаще всего относится руда, крупнофракционный гравий и щебень, химически активные неоднородные вещества и подобные грузы. Транспортировка многих разновидностей навалочных видов груза сопряжена с некоторыми опасностями, к числу которых относится подвижка, разжижение с последующим перетеканием, ускорение коррозии транспортировочного объема, появление ядовитых испарений и самовоспламенение.
Для таких грузов чаще всего применяют специальные способы погрузки и выгрузки, условия транспортировки. В то же время далеко не все группы навалочных грузов представляют опасность. Большинство из них просто отличаются неоднородностью и крупной фракцией, что не позволяет отнести их к сыпучим.
В отличие от навалочных, сыпучие материалы всегда имеют однородную структуру по всей массе. Они не столь подвержены сдвигу и более безопасны в транспортировке. К ним относятся практически все не тарные грузы небольшой фракции:
- зерно и любые другие сельскохозяйственные грузы мелкой фракции, выращиваемые на полях и в теплицах;
- песок любого типа (речной, морской, карьерный);
- гравий и щебень независимо от фракции;
- цемент и прочие связующие порошкообразные материалы.
К категории сыпучих также стоит отнести гранулированные материалы – полимеры, удобрения, торфа.
Основные виды сыпучих грузов
Все материалы данной категории подразделяются по размеру (фракции) частиц без дополнительного дробления. Принято считать, что размер частицы не должен превышать 10 мм, что исключает крупный щебень и гравийную массу с большей фракцией. Формально фракции 10-20 и больше относятся уже к насыпным. Именно сыпучим видам грузов относятся кусковые, пылеобразные и гранулированные.
Кусковые грузы
В эту подкатегорию входят все виды грузов с неравномерной или крупной фракцией. В основном это гравий, торф и щебень. В некоторых случаях в эту же подкатегорию входят строительные отходы (бой бетона, кирпича и пр.). Фракция достигает 10 мм. Характеризуются небольшой усадкой, в том числе при длительной транспортировке, углом откоса 40/30° для сухого/мокрого состояния.
Загрузка преимущественно осуществляется навалом, однако возможно использование производительных пневмовакуумных разгрузчиков. Выгрузка производится самосвальным методом, а также с использованием ПВР и некоторых других технологий.
Пылеообразные грузы
К этой подкатегории относятся такие виды грузов, как гипс, цемент, мука. Фракция таких материалов менее 0,1 мм. Характеризуются значительной усадкой, особенно при длительной транспортировке.
Угол откоса составляет 40-50° для сухого состояния. В мокром состоянии груз считается безвозвратно утраченным, поэтому требуются специальные условия для перевозки, защита от климатического воздействия (атмосферные осадки и пр.).
Транспортировка осуществляется преимущественно вагонами-хопперами, цементовозами и другими подходящими способами. Загрузка и выгрузка производится пневмовакуумными разгрузчиками, конвейерами.
Гранулированные грузы
В этот вид грузов входят различные виды гранулированных пластиков, удобрения, и другие продукты химической промышленности. Также к этой подкатегории относят:
- зерно, крупа и другие схожие сельскохозяйственные грузы;
- опилки и щепа;
- песок и другие однородные грунты.
Угол естественного откоса колеблется от 30-40° для песка (в сухом состоянии) до 20-25° для проса и льна. Некоторые виды гранулированных грузов требуют специальных условий хранения и транспортировки. В основном это сельскохозяйственные материалы, удобрения и некоторые другие, которые могут испортиться при контакте с влагой.
Загрузка и выгрузка груза осуществляется удобным способом, при больших объемах целесообразней и выгодней использовать пневмовакуумные способы разгрузки. Особенно это касается продуктов химической промышленности и сельскохозяйственных материалов. Они более подвержены влиянию влажности и скорость выгрузки сокращает риск безвозвратной потери транспортируемого объема.
Прочие способы классификации сыпучих грузов
Такие грузы могут подразделяться по особенностям насыпной массы на легкие, средние, тяжелые и весьма тяжелые. Масса оказывает влияние на выбор способов погрузки, транспортировки и разгрузки грузов.
Используется подразделение и по степени опасности. Для сыпучих грузов применимы:
- 5 класс – грузы, поддерживающие горение, самовоспламеняющиеся, взрывоопасные;
- 6 класс – ядовитые соединения, способные привести к смерти, отравлению, болезни при контакте с кожей, слизистыми оболочками, вдыхании;
- 7 класс – радиоактивные грузы, с активностью более 70 кБк/кг;
- 8 класс – едкие и коррозионные материалы, в том числе приводящие к возгоранию при контакте с определенными веществами;
- 9 класс – грузы, не представляющие особой угрозы и не относящиеся к 1-8 классам опасности.
1-4 классы по ГОСТ 19433-88 не применяются к этой категории материалов.
Также сыпучие грузы могут относиться к антисанитарному виду. В основном это все разновидности пылеобразных материалов, транспортируемых автомобильным, водным или железнодорожным транспортом. В эту же категорию входят материалы, обладающие неприятным запахом. Для их перевозки используются специальные тарные емкости, либо предпринимают усилия по предотвращению загрязнения воздуха и прилегающих территорий.
Новые комментарии